Школьная служба медиации

shk-02162-sluzhba-shkolnoj-mediaczii-12x08

Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека.

Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации.

Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:

  • обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;
  • разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые  отношения;
  • профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;
  • предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;
  • воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Цель деятельности Школьной службы медиации. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Задачи деятельности ШПМ:

1. Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, медиативного подхода, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.

2. Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов медиативного подхода.

3. Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.

4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Принципы медиации:

  • добровольность участия сторон в процедуре медиации;
  • равноправие сторон конфликта;
  • конфиденциальность;
  • независимость и беспристрастность медиатора;
  • сотрудничество и конструктивный характер медиации.

Выгоды медиации:

  • Ранняя оценка ведет к раннему разрешению конфликта.
  • В медиации нет виновных или проигравших спор.
  • Медиация не предполагает навязанных кем-либо решений.
  • Медиация способствует развитию коммуникативных навыков.
  • Медиация направлена не на разрыв отношений, а на их сохранение и развитие.

Основные признаки медиации:

  • присутствие медиатора, выполняющего функции по­средника;
  • присутствие всех сторон, участвующих в конфликте;
  • полномочия принятия решения не передаются третьим лицам;
  • принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;
  • осознание необходимости изменения поведения, чтобы подобное не повторилось в будущем.

  Кто может быть стороной в медиации:

  •    учащиеся
  •    педагоги
  •    родители
  •    администрация
  •    сотрудники школы

 

Важность участия учащихся в службе медиации:

  1. Это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание в ситуациях, где взрослым трудно достучаться до участников конфликта.
  2. Подросткам проще получить доверие сверстников.
  3. Для самих школьников-медиаторов работа в школьных службах примирения помогает им развивать коммуникативные навыки, способности ведения переговоров, поиска решений, управления эмоциями, ассертивного (уверенного) поведения и другие.
  4. Подростки-медиаторы легче и быстрее формируют готовность к профессиональному выбору.

Что может дать медиация школьникам:

  1. Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
  2. Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
  3. Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
  4. Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
  5. Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
  6. Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
  7. Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.

Что может дать медиация школьной среде:

1. Снижается количество школьных конфликтов.

2. В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.

3. Снижается количество правонарушений со стороны школьников.

4. Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.

5. Повышается уровень успеваемости.

6. Улучшается социально-психологический климат школьного класса.

7. Растет сотрудничество между педагогами и родителями, родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.

 Школьная служба медиации как основа позитивного взаимодействия

Функции службы медиации

Процедура медиации

Педагоги и служба медиации

Родители и служба медиации

Организация школьной службы медиации. Пособие для педагогов учреждений общего среднего образования. Е.И.Луговцова, Ю.Н.Егорова

Практическое руководство по созданию школьных служб медиации в Республике Беларусь

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ